1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СПЕЦИАЛЬНОСТИ 071900 - ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ В ЭКОНОМИКЕ

1.1. Специальность утверждена приказом Государственного комитета Российской Федерации по высшему образованию N 180.

1.2. Нормативный срок обучения по специальности - 5 лет. Квалификация - "Экономист".

1.3. Характеристика сферы и объектов профессиональной деятельности выпускника по специальности 071900 - Информационные системы в экономике.

1.3.1. Место специальности в экономической области.

Деятельность специалиста направлена на обеспечение функционирования экономических, административных и управленческих подразделений учреждений, оснащенных по стандартам электронного офиса. Специалист должен уметь выполнять все проектные работы по разработке экономических информационных систем на всех стадиях их жизненного цикла.

1.3.2. Объекты профессиональной деятельности

Объектами профессиональной деятельности экономиста по специальности 071900 - Информационные системы в экономике являются: предприятия и их структурные подразделения, коммерческие организации различных организационно-правовых форм (государственные и муниципальные унитарные предприятия, производственные кооперативы, хозяйственные товарищества и общества), некоммерческие организации и объединения, требующие профессиональных знаний в области информатики и управления информационными ресурсами.

1.3.3. Виды профессиональной деятельности

Основные виды профессиональной деятельности экономиста по специальности 071900 - Информационные системы в экономике:

  • организационно-управленческая;
  • проектно-технологическая;
  • маркетинговая;
  • эксплуатационная;
  • аналитическая;
  • предпринимательская.

1.3.4. Возможности профессиональной адаптации

Экономист по специальности 071900 - Информационные системы в экономике может адаптироваться к следующим видам профессиональной деятельности:

  • научно-исследовательской;
  • педагогической;
  • социально-управленческой.

Экономист может в установленном порядке работать в образовательных учреждениях.

2. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ЛИЦ, УСПЕШНО ЗАВЕРШИВШИХ ОБУЧЕНИЕ ПО ПРОГРАММЕ ПОДГОТОВКИ ИНЖЕНЕРА-ЭКОНОМИСТА ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ 071900 - ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ В ЭКОНОМИКЕ

2.1. Общие требования к образованности специалиста

Специалист отвечает следующим требованиям:

  • знаком с основными учениями в области гуманитарных и социально-экономических наук, способен анализировать социально значимые проблемы и процессы, умеет использовать методы этих наук в различных видах профессиональной и социальной деятельности, научно анализировать тенденции развития техники и технологии производства;
  • знает основы конституции Российской Федерации;
  • знает этические и правовые нормы, регулирующие отношение человека к человеку, обществу, окружающей среде, умеет учитывать их при разработке технических, технологических, экологических и социальных проектов;
  • имеет целостное представление о процессах и явлениях, происходящих в неживой и живой природе, понимает возможности современных научных методов познания природы и владеет ими на уровне, необходимом для решения задач, имеющих естественнонаучное содержание и возникающих при выполнении профессиональных функций;
  • способен продолжить обучение и вести профессиональную деятельность в иноязычной среде (требование рассчитано на реализацию в полном объеме через 10 лет);
  • имеет представление о здоровом образе жизни, владеет умениями и навыками физического самосовершенствования;
  • владеет культурой мышления, знает его общие законы, способен в письменной и устной речи правильно (логично) оформить его результаты;
  • умеет на научной основе организовать свой труд, владеет компьютерными методами сбора, хранения и обработки (редактирования) информации, применяемыми в сфере его профессиональной деятельности;
  • владеет знаниями основ производственных отношений и принципами управления с учетом технических, финансовых и человеческих факторов;
  • умеет использовать методы решения задач на определение оптимальных соотношений параметров различных систем;
  • способен в условиях развития науки и изменяющейся социальной практики к переоценке накопленного опыта, анализу своих возможностей, умеет приобретать знания, используя современные информационные образовательные технологии;
  • понимает сущность и социальную значимость своей будущей профессии, основные проблемы дисциплин, определяющих конкретную область его деятельности, видит их взаимосвязь в целостной системе знаний;
  • способен к проектной деятельности в профессиональной сфере на основе системного подхода, умеет строить и использовать модели для описания и прогнозирования различных явлений, осуществлять их качественный и количественный анализ;
  • способен поставить цель и сформулировать задачи, связанные с реализацией профессиональных функций, умеет использовать для их решения методы изученных им наук;
  • готов к кооперации с коллегами в коллективе, знаком с методами управления, умеет организовать работу исполнителей, находить и принимать управленческие решения в условиях различных мнений, знает основы педагогической деятельности;
  • методически и психологически готов к изменению вида и характера своей профессиональной деятельности, работе над междисциплинарными проектами.

2.2. Требования к знаниям и умениям по циклам дисциплин

2.2.1. По циклу общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин

Специалист должен:

в области философии, психологии, педагогики, культурологии, истории:

  • иметь представление о научных, философских и религиозных картинах мироздания, сущности, назначении и смысле жизни человека, о многообразии форм человеческого знания, соотношении истины и заблуждения, знания и веры, рационального и иррационального в человеческой жизнедеятельности, особенностях функционирования знания в современном обществе, о духовных ценностях, их значении в творчестве и в повседневной жизни, уметь ориентироваться в них;
  • понимать роль науки в развитии цивилизации, соотношение науки и техники и связанные с ними современные социальные и этические проблемы, ценность научной рациональности и ее исторических типов, знать структуру, формы и методы научного познания, их эволюцию;
  • быть знакомым с важнейшими отраслями и этапами развития гуманитарного и социально-экономического знания, основными научными школами, направлениями, концепциями, источниками гуманитарного знания и приемами работы с ними;
  • понимать смысл взаимоотношения духовного и телесного, биологического и социального начал в человеке, отношения человека к природе и возникших в современную эпоху технического развития противоречий и кризиса существования человека в природе;
  • знать условия формирования личности, ее свободы, ответственности за сохранение жизни, природы, культуры, понимать роль насилия и ненасилия в истории и человеческом поведении, нравственных обязанностей человека по отношению к другим и самому себе;
  • иметь представление о сущности сознания, его взаимоотношении с бессознательным, роли сознания и самосознания в поведении, общении и деятельности людей, формировании личности;
  • понимать природу психики, знать основные психические функции и их физиологические механизмы, соотношения природных и социальных факторов в становлении психики, понимать значение воли и эмоций, потребностей и мотивов, а также бессознательных механизмов в поведении человека;
  • уметь дать психологическую характеристику личности (ее темперамента, способностей), интерпретацию собственного психического состояния, владеть простейшими приемами психической саморегуляции;
  • понимать соотношение наследственности и социальной среды, роли и значения национальных и культурно-исторических факторов в образовании и воспитании;
  • знать формы, средства и методы педагогической деятельности;
  • владеть элементарными навыками анализа учебно-воспитательных ситуаций, определения и решения педагогических задач;
  • понимать и уметь объяснить феномен культуры, ее роль в человеческой жизнедеятельности, иметь представление о способах приобретения, хранения и передачи социального опыта, базисных ценностей культуры;
  • знать формы и типы культур, основные культурно-исторические центры и регионы мира, закономерности их функционирования и развития, знать историю культуры России, ее место в мировой культуре и цивилизации;
  • уметь оценивать достижения культуры на основе знания исторического контекста их создания, быть способным к диалогу как способу отношения к культуре и обществу, приобрести опыт освоения культуры (республики, края, области);
  • иметь научное представление об основных эпохах в истории человечества и их хронологии;
  • знать основные исторические факты, даты, события и имена исторических деятелей;
  • уметь выражать и обосновывать свою позицию по вопросам, касающимся ценностного отношения к историческому прошлому;

в области социологии, политологии и правоведения:

  • иметь научное представление о социологическом подходе к личности, факторах ее формирования в процессе социализации, основных закономерностях и формах регуляции социального поведения, о природе возникновения социальных общностей и социальных групп, видах и исходах социальных процессов;
  • знать типологию, основные источники возникновения и развития, массовых социальных движений, формы социальных взаимодействий, факторы социального развития, типы и структуры социальных организаций и уметь их анализировать;
  • владеть основами социологического анализа;
  • иметь представление о сущности власти и политической жизни, политических отношениях и процессах, о субъектах политики;
  • понимать значение и роль политических систем и политических режимов в жизни общества, о процессах международной политической жизни, геополитической обстановке, политическом процессе в России, ее месте и статусе в современном политическом мире;
  • знать и уметь выделять теоретические и прикладные, аксиологические и инструментальные компоненты политологического знания, понимать их роль и функции в подготовке и обосновании политических решений, в обеспечении личностного вклада в общественно-политическую жизнь;
  • знать права и свободы человека и гражданина, уметь их реализовывать в различных сферах жизнедеятельности;
  • знать основы российской правовой системы и законодательства, организации судебных и иных правоприменительных и правоохранительных органов, правовые и нравственно-этические нормы в сфере профессиональной деятельности;
  • уметь использовать и составлять нормативные и правовые документы, относящиеся к будущей профессиональной деятельности; предпринимать необходимые меры к восстановлению нарушенных прав;

в области филологии:

  • свободно владеть государственным языком Российской Федерации - русским языком;
  • знать и уметь грамотно использовать в своей деятельности профессиональную лексику;
  • владеть лексическим минимумом одного из иностранных языков (1200-2000 лексических единиц, то есть слов и словосочетаний, обладающих наибольшей частотностью и семантической ценностью) и грамматическим минимумом, включающим грамматические структуры, необходимые для обучения устным и письменным формам общения;
  • уметь вести на иностранном языке беседу-диалог общего характера и беседу-диалог по специальности, соблюдать правила речевого этикета, читать литературу по специальности без словаря с целью поиска информации, переводить тексты по специальности со словарем, составлять аннотации, рефераты и деловые письма на иностранном языке;

в области физической культуры:

  • понимать роль физической культуры в развитии человека и подготовке специалиста;
  • знать основы физической культуры и здорового образа жизни;
  • владеть системой практических умений и навыков, обеспечивающих сохранение и укрепление здоровья, развитие и совершенствование психофизических способностей и качеств, самоопределение в физической культуре;
  • приобрести опыт использования физкультурно-спортивной деятельности для достижения жизненных и профессиональных целей.

2.2.2. По циклу математических и общих естественнонаучных дисциплин

Специалист должен:

в области математики:

  • иметь представление о роли математики и перспективах ее применения в экономических и естественных науках;
  • владеть понятиями и методами современной математики;
  • знать и уметь использовать методы и результаты теории вероятностей при анализе социальных, экономических и технологических процессов;
  • знать и уметь использовать методы дискретной математики и математической статистики при изучении и использовании экономических и социальных процессов;
  • владеть основными понятиями и методами линейного, выпуклого и динамического программирования;
  • иметь опыт использования методов математического программирования в задачах организации, планирования и управления производством;

в области информатики:

  • иметь представление об аппаратных средствах персональных ЭВМ, локальных и глобальных вычислительных сетях;
  • знать основы алгоритмизации и программирования на алгоритмических языках;
  • знать основные свойства операционных систем и уметь их использовать для выполнения операций с файлами;
  • владеть навыками работы с распространенными программными оболочками и утилитами для персональных ЭВМ, текстовыми редакторами и электронными таблицами;
  • знать основные возможности систем управления базами данных и уметь их использовать при решении экономических задач;
  • >

в области современного естествознания и экологии:

иметь представление:

  • о Вселенной в целом как физическом объекте и ее эволюции;
  • фундаментальном единстве естественных наук, незавершенности естествознания и возможности его дальнейшего развития;
  • о дискретности и непрерывности в природе;
  • о соотношении порядка и беспорядка в природе, упорядоченности строения объектов, переходах в неупорядоченное состояние и наоборот;
  • о динамических и статистических закономерностях в природе;
  • о вероятности как объективной характеристике природных систем;
  • об измерениях и их специфичности в различных разделах естествознания;
  • о фундаментальных константах естествознания;
  • о принципах симметрии и законах сохранения;
  • о соотношениях эмпирического и теоретического в познании;
  • о состояниях в природе и их изменениях со временем;
  • об индивидуальном и коллективном поведении объектов в природе;
  • о времени в естествознании;
  • об основных химических системах и процессах;
  • о взаимосвязи между свойствами химической системы, природы веществ и их реакционной способностью;
  • о методах химической идентификации и определения веществ;
  • об особенностях биологической формы организации материи, принципах воспроизводства и развития живых систем;
  • о биосфере и направлении ее эволюции;
  • о целостности и гомеостазе живых систем;
  • о взаимодействии организма и среды, сообществе организмов, экосистемах;
  • об экологических принципах охраны природы и рациональном природопользовании, перспективах создания неразрушающих природу технологий;
  • о новейших открытиях естествознания, перспективах их использования для построения технических устройств;
  • о физическом, химическом и биологическом моделировании;
  • о последствиях своей профессиональной деятельности с точки зрения единства биосферы и биосоциальной природы человека;

знать и уметь использовать:

  • фундаментальные понятия, законы и модели классической и современной физики, химии и экологии;
  • методы теоретического и экспериментального исследования в физике, химии, экологии;
  • уметь оценивать численные порядки величин, характерных для различных разделов естествознания.

2.2.3. По циклу общепрофессиональных дисциплин направления

в области теоретических основ информатики:

  • иметь представление о системном анализе, качественных и количественных методах описания информационных систем;
  • знать принципы описания информационных систем;
  • уметь использовать методы системного анализа в принятии проектных решений в информационных системах.

в области организации ЭВМ и программных систем иметь представление:

  • о тенденциях развития архитектур ЭВМ, вычислительных систем, комплексов и сетей;
  • о распределенной обработке информации, сетевых программных и технических средствах информационных сетей;
  • о представлении видеоинформации в информационных системах, о применении интерактивных графиков;
  • об использовании дополнительных пакетов и библиотек при программировании информационных систем, о современных алгоритмических языках, их области применения и особенностях;

знать:

  • способы записи алгоритмов и конструирования программ с использованием различных алгоритмических языков;
  • принципы организации, структуры технических и программных средств систем компьютерной графики, основные методы и алгоритмы формирования и преобразования изображений;
  • основные принципы организации и функционирования отдельных устройств и ЭВМ в целом, а также систем, комплексов и сетей ЭВМ; характеристики, возможности и области применения наиболее распространенных классов и типов ЭВМ в информационных системах;
  • модели и структуры информационных сетей; методы оценки эффективности информационных сетей;

уметь использовать:

  • современные методы и средства разработки алгоритмов и программ;
  • приемы структурного программирования;
  • способы записи алгоритма на языке высокого уровня;
  • способы отладки, испытания и документирования программ информационных систем;

в области информационных систем:

иметь представление:

  • об автоматизации моделирования информационных систем с помощью имитационного подхода с использованием диалоговых режимов и баз данных моделирования;
  • о возможностях новых информационных технологий и путях их применения в технических областях;

знать:

  • информационные модели знаний и методы представления знаний в базах данных информационных систем;
  • основные классы моделей и методы моделирования, принципы построения моделей информационных процессов, методы формализации, алгоритмизации и реализации моделей на ЭВМ;
  • содержание и основные задачи новых информационных технологий, модели базовых информационных процессов;
  • методы и модели управления информационной системой, программные и технические средства реализации системы управления;
  • основные принципы организации баз данных информационных систем, способы построения баз данных, баз знаний и экспертных систем;

уметь использовать:

  • интеллектуальные информационно-поисковые системы, инструментальные средства баз данных;
  • методы системного моделирования при исследовании и проектировании информационных систем, разрабатывать схемы моделирующих алгоритмов и реализовывать их на базе языков моделирования и пакетов прикладных программ моделирования;
  • методы новой информационной технологии и ее средства при разработке и проектировании информационных систем;
  • инструментальные средства компьютерной графики и графического диалога в информационных системах;
  • современные системные программные средства: операционные системы, операционные оболочки, обслуживающие сервисные программы;
  • сетевые программные и технические средства информационных систем;
  • этапы производства программного продукта, способы эффективной реализации абстрактных структур данных, организацию файловых систем, методы организации работы в коллективах разработчиков, принципы построения, структуры и приемы работы с инструментальными средствами, поддерживающими разработку программного обеспечения баз данных информационных систем;

в области экономической теории, истории экономических учений

  • знать основы экономической теории и уметь их использовать для оценки состояния экономики и экономической политики государства;
  • иметь представление об актуальных проблемах функционирования рыночной экономики;
  • знать основные этапы развития и структуру мировой экономической мысли;
  • иметь представление об экономической политике различных государств и ее выражении в идеях, теориях и концепциях на различных этапах развития человеческой цивилизации;
  • иметь представление об этапах развития экономики России, эволюции систем хозяйствования и управления;

в области финансов, денежного обращения и кредита

  • знать основы финансов, организации денежного обращения и кредитования предприятия и уметь использовать финансово-кредитный механизм с целью повышения эффективности работы предприятия и составления финансового плана;

по экономике и социологии труда

  • иметь представление о теории человеческого капитала;
  • знать теоретические основы производительности труда, мотивации, организации заработной платы и уметь проектировать трудовые процессы с учетом комплекса технических, экономических, психофизиологических и социальных факторов, оценивать затраты и результаты труда;
  • знать формы социальных взаимоотношений в трудовых коллективах и уметь анализировать причины трудовых конфликтов, обеспечивать условия для социального партнерства;

по мировой экономике

  • иметь представление о формах проявления экономических законов в сфере международного разделения труда и мировых рынках (товарных, услуг, капитала);
  • знать методы регулирования международных торгово-экономических отношений, международного ценообразования и уметь их использовать в международном бизнесе;
  • иметь представление о методах и инструментах государственного регулирования внешнеэкономической деятельности, о мировой валютной системе и методах проведения валютно-финансовых расчетов по внешнеторговым операциям;
  • знать методы сбора и обработки коммерческой информации для проведения исследования и оценки перспективных зарубежных рынков;

по безопасности жизнедеятельности

  • иметь представление об основах безопасности в системе "человек-среда обитания – машины - чрезвычайные ситуации";
  • знать пути предотвращения чрезвычайных ситуаций и повышения устойчивости функционирования производственных объектов;
  • знать требования охраны труда на предприятиях отрасли.
  • знать методы сбора и обработки коммерческой информации для проведения исследования и оценки перспективных зарубежных рынков;
  • знать методы организации и техники внешнеэкономических операций и уметь осуществлять технико-экономическое обоснование внешнеэкономических операций и международных проектов.

2.2.4. По циклу специальных дисциплин блока информатики

Специалист должен уметь:

  • формулировать основные научно-технические проблемы и знать перспективы развития информационных систем, их взаимосвязь со смежными областями;
  • формулировать и решать задачи проектирования информационных систем с использованием технологии, основанной на функциональных спецификациях;
  • ставить и решать задачи, связанные с организацией диалога между человеком и информационной системой, средствами имеющегося инструментария;
  • пользоваться информационно-поисковыми языками систем, реализованных на современных ЭВМ;

владеть:

  • методиками анализа предметной области и конструирования прикладных информационных систем;
  • методами анализа и машинного моделирования информационных процессов в цифровых сетях интегрального обслуживания пользователей информационных систем;
  • методами расчета надежности информационных систем;
  • методами системного анализа интерфейсов информационных систем;
  • навыками работы с информационно-поисковыми системами документального и фактографического типа;
  • иметь опыт работы с основными объектами, явлениями и процессами, связанными с информационными системами и уметь использовать методы их научного исследования;
  • иметь опыт конструирования и проектных решений на основе спецификации и их реализации в заданной инструментальной среде;

по статистике

  • иметь представление о принципах изучения массовых явлений, об изменениях в социально-экономических процессах;
  • знать методы построения и анализа основных статистических показателей и уметь использовать в профессиональной деятельности основные методы обработки и анализа данных наблюдения и эксперимента;

по бухгалтерскому учету

  • знать основы бухгалтерского учета и уметь их использовать при организации финансового и управленческого учета на предприятии;
  • владеть навыками составления бухгалтерского баланса, ведения счетов и составления отчетности и уметь использовать полученную информацию для выработки управленческих решений;

в области финансов, денежного обращения и кредита

  • знать основы финансов, организации денежного обращения и кредитования предприятия и уметь использовать финансово-кредитный механизм с целью повышения эффективности работы предприятия и составления финансового плана.
  • Дополнительные требования к специальной подготовке специалиста устанавливаются высшим учебным заведением, с учетом особенностей специализаций.

2.2.5. По дисциплинам специализации

  • Специалист должен иметь глубокие знания и владеть методами научных исследований в более узких направлениях экономики, проектирования и использования экономических информационных систем на предприятиях отрасли.
  • Конкретные требования к подготовке специалиста по специализации устанавливаются высшими учебными заведениями исходя из содержания дисциплин специализации.
Наша специальность
 
     
Сайт создан в системе uCoz